Статьи, советы, рассуждения и т.д.
Apach
Собственно, абсолютно не претендую на звание мастера в этом деле. Советов никаких пока нет, секретов мастерства тоже, я сам только учусь.
А тему решил создать совсем по другим основаниям.
Посмотрите буржуйские фильмы про рыбалку. Или приложение к РсН.
Как красиво, как артистично они (буржуи) выводят рыбу! Как бережно ее держат в руках! Сколько позитива на лице! Сколько положительных эмоций! В глазах блеск пережитого адреналина!
В целях повышения сюжетного качества фотографий фотоконкурс организован. И что?!
У нас в большинстве своем в лучшем случае на травке. А так уже всем привычные кучки либо в раковине, либо в ванне! Тьфу! Уж лучше вовсе никак, чем как-нибудь!
Знаю, в различных рыболовных журналах на эту тему писалось достаточно. Помнится даже в РсН. Вот номер не помню. Но найду. А ниже приведу статью из журнала «Нижегородский рыболов».
Надеюсь ...
Дмитрий Тихонов
Среди вещей, абсолютно необходимых на любой рыбалке, многие коллеги по увлечению неизменно называют фотоаппарат. Главное его назначение: запечатлеть минуты рыбацкого триумфа - рыбака с трофеем. Однако фотоаппарат дает возможность не только задокументировать факт поимки крупной рыбы, но и зафиксировать настроение, присущее именно "той" и никакой больше рыбалке.
- Фотографировать магнитофоны - глупость, сказал я. Куда лучше фотографировать дальние озера, невиданных рыб и зверей и вообще места, по которым не ступала нога человека. Ю. Коваль "Самая легкая лодка в мире"
Техника
Выбор фотоаппарата. Вопрос насколько важный, настолько и трудный. В настоящий момент только ведущими производителями: Canon, Nikon, Olympus, Sony и другими выпускается несколько тысяч модификаций фотоаппаратов - легко и потеряться в таком представительном ассортименте! Принципиальный выбор аппарата должен быть между двумя схемами: пленочной и цифровой. Первая в настоящий момент потихоньку уходит, уступая место второй, главное достоинство которой, - отсутствие необходимости покупать-заряжать-проявлять пленку. Да и в управлении современные "цифровики" куда проще, чем пленочные фотоаппараты. Даже недорогие (порядка 2-3 тысяч рублей) модели снабжены функцией автоматической настройки, позволяющей даже новичку делать достаточно качественные снимки. Итак, цифровой фотоаппарат. Разрешение (качество) снимков будет тем выше, чем больше количество так называемых мегапикселей. У недорогих аппаратов это 4-5 мегапикселей - качество, позволяющее сделать большинство снимков, которые вы видите в нашем журнале. Для семейного альбома - более чем достаточное качество. Другой важный параметр фотоаппарата - оптический "зум". Трехкратный "зум" позволит приблизить фотографируемый объект в три раза, пятикратный?- в пять и т.?д. Иногда слишком слабый "зум" не позволяет сделать качественный снимок из-за удаленности объекта, например, рыбоядного ястреба скопы во время атаки или щуки, вставшей на "свечку" при вываживании... В не слишком дорогих аппаратах оптическое приближение составляет 3-4 крат, этого вполне достаточно в подавляющем большинстве случаев. В подавляющем, но далеко не во всех. В своей командировке на каспийские раскаты мне удавалось фотографировать и лебедей, и бакланов, и енота, и цапель, но все эти снимки по большому счету не удались, увы, из-за всего лишь трехкратного приближения, на который был способен аппарат, который я взял с собой в дорогу.
Третьей немаловажной характеристикой фотоаппарата является его вес. Студийная техника может весить и килограмм, и больше, но в походно-полевых условиях нужен легкий, компактный инструмент, весом 200-300 граммов, не больше: его и носить куда легче, и места он занимает куда меньше, и в работе куда удобнее. Четвертый параметр, на который обратим внимание, - элемент питания. Лучше, если это будет стандартная батарея АА в комплекте из двух или четырех штук. На практике применяется, как правило, аккумуляторная батарея, которую можно многократно заряжать. Но если вдруг аккумуляторы "сели", заменить их на десяток-другой снимков вполне могут обычные батарейки того же размера.
Многие рыболовы считают достаточным делать снимки рыбацких трофеев фотоаппаратом в телефоне, благо, многие современные телефоны фотокамерами снабжены. Ничего хорошего из таких "фотосессий", как правило, не получается, сделать даже средненькие по качеству снимки "телефоном" не удается.
Тактика
Разумеется, мало иметь фотоаппарат, важно еще уметь им пользоваться. Никакая суперсовременная техника с автоматическими режимами съемки не заменят руки и глаз фотографа, не выберут объект и ракурс съемки, это все остается обязанностью человека. Что снимать? Принципиально можно разделить рыбацкие фото на фото трофеев и пейзажные снимки.
Трофей. От того, насколько качественно будет сделан снимок, зависит и представление ваших друзей и родственников о величине и "симпатичности" пойманной рыбы. Если рыба пролежала в целлофановом мешке добрую половину летнего дня и только потом была сфотографирована - на фото она будет представлять из себя "покойника с душком". Во-первых, пойманную рыбу надо фотографировать сразу после поимки. На рыбе не должно быть травинок, песка, глины, крови - никакой грязи. Если в процессе вываживания рыба испачкалась (а так оно часто и бывает, особенно если ловля ведется с берега), необходимо, крепко удерживая трофей, обмыть его водой.
Фотографирование трофея предполагает два ракурса: с рыболовом или без него. В первом случае предполагается присутствие товарища, знакомого с элементарными основами фотографии. Вот несколько требований:
1. Снимок не должен быть завален по горизонту.
2. Линия горизонта не должна "отрезать" голову снимаемого человека.
3. Глаза снимаемого человека не должны быть закрыты.
4. На лицо человека не должна падать тень от головного убора, в противном случае надо включать подсветку или вспышку.
5. Руки фотографируемого не должны закрывать голову и хвост рыбы.
6. Рыба не должна находиться на вытянутых руках рыболова, в противном случае по снимку нельзя будет судить о ее реальных размерах.
7. В кадр не должны попадать посторонние объекты: части тела других людей, техника, фрагменты строений и пр.
Даже если все вышеперечисленные условия соблюдены, необходимо несколько раз нажать на спуск, если позволяют технические возможности камеры, - в разных режимах и (обязательно) с разных ракурсов: поближе-подальше, чуть справа-слева, чуть сверху и снизу. Не торопитесь, снимайте один и тот же объект до десяти и более раз, один из десятка снимков будет вас в итоге устраивать.
Рыбу вполне можно фотографировать и без человека. Здесь тоже нельзя торопиться; если трофей того стоит, лучше затратить на съемку лишние пять минут, но получить качественный снимок. Главное требование при фотографировании рыбы?- наличие масштаба. Можно снять десятикилограммовую щуку так, что ей "не дадут" и пяти килограммов. А вот если в кадр взять, кроме щуки, спиннинговую катушку, сразу станет ясно: что к чему. Пачку сигарет тоже можно, но лишний раз пропагандировать дурную привычку вряд ли стоит. Неплохо выглядит трофей, подвешенный на кукане на дерево, тогда, кроме самой рыбы, на снимке появляется какой-то средний, а, возможно, и дальний план.
Пейзаж. Вот мы и пришли к пейзажной съемке. Для многих современных рыболовов прелесть рыбалки состоит не только и не столько в количестве пойманных "хвостов", а в рассветах и закатах, Луне и Солнце, туманах и зелени... Запечатлеть в красках утро или вечер куда сложнее, чем пойманную рыбу. Здесь надо потрудиться. Очень важно выбрать правильный объект съемки. Ранним утром или поздним вечером это может быть, например, Солнце?- снимки утренней или вечерней зорьки даже у начинающих фотографов получаются иногда просто потрясающими: несовершенство техники компенсируется совершенством природы. А вот в полдень Солнце уже фотографировать нельзя, зато очень прилично могут получиться облака и тучи.
Главные рыболовные пейзажи, конечно, связаны с водой. Здорово, если на снимке присутствует и передний, и дальний план. Желтая кубышка на переднем, например, и поваленное в воду дерево на дальнем плане. Всегда надо отдавать себе отчет в том, что фотографируешь. Не бывает снимков "просто природы", нужен объект. Это может быть что угодно: цапля, человек с удочкой, садок с рыбой, лодка на глиссере, лодка на цепи, стрекоза на лилии, собака у воды, блесна - стоит только выехать на воду и фотоаппарат можно в буквальном смысле слова не выпускать из рук! Некоторые рыболовы так и делают, кстати: куда больше фотографируют, чем ловят рыбу и в этом находят свой кайф. Многим нижегородцам знакомы по книгам, кассетам и дискам братья Щербаковы из Минска. Так вот, равно как Владимир все многочисленные (а лучше сказать - постоянные) рыбалки не выпускает из рук спиннинга, Дмитрий не выпускает из рук видео- или фотокамеру. Отнюдь не на каждом выезде получается шедевр фотографии, но по крайней мере общий уровень снимков при таком профессиональном подходе невероятно высок.
Впрочем, рыболову-любителю вряд ли надо стремиться к таким вершинам, это и техники требует соответствующей, и, что не менее важно, - огромного количества времени, которого нам как всегда не хватает. Ловите рыбу, и пусть наряду с уловом, в его прямом значении, вы привезете домой и другой "улов" - фотографический, частью которого поделитесь с читателями нашего журнала!
Рыбачьте с нами 2/2006, с.52-54
Несколько советов по рыболовной съемке
Джеф Симпсон
© March 2005, by Walleye In-Sider Magazine, a Primedia publication
Цифровые камеры с разрешающей способностью в диапазоне от 3,2 мегапикселей и выше достаточно хороши для производства фотографий форматом 10x15 или 20x25 для альбома или рамки на стене офиса. Но если вы пожелаете опубликовать вашу работу в журнале, то большинство издателей потребуют фото, снятое как минимум на 4-мегапиксельную камеру, а лучше и с еще большим разрешением. Камера с более низким разрешением просто не обеспечит адекватно детализированное изображение, в достаточной степени четкое для печати. Журнал In-Fisherman чаще всего использует фото, сделанные камерами с разрешением от 6,3 до 8,2 мегапикселей. Большинство обложек In-Fisherman иллюстрируются снимками, произведенными зеркальной цифровой камерой с разрешением в 8,2 мегапикселей, хотя мы не раз и без проблем использовали для этой цели фотографии, снятые 6,3-мегапиксельным фотоаппаратом. У вас недостаточно хорошо получаются снимки, сделанные цифровой камерой, которую вы приобрели? Сотрите их, забудьте про них и нажимайте на спусковую кнопку до тех пор, пока не схватите нужный кадр, - вы же, в конце концов, не платите за фотопленку. Необходимо только приобрести адекватного размера карту памяти, и вы сможете быстро возместить затраты, которые понесли бы при покупке фотопленки, проявке и печати. У цифровых камер с высоким разрешением и с картой памяти большого объема есть громадное достоинство. Например, 6,3-мегапиксельные камеры оснащаются компактной флэш-картой емкостью в один гигабайт, способной сохранить около 360 изображений большого формата в программе JPEG. Такая же карта в 8,3-мегапик-сельной камере сохранит 180 фотографий подобного формата.
Основные рекомендации по съемке
Делайте несколько снимков одного объекта.
Большинство из тех, кто всю жизнь снимал на фотопленку, не тратит больше одного - двух кадров на один объект съемки (такой, например, как рыболов или рыба). Но вспомните о том, что для вас закончились пленочные расходы: пора отвыкать от консервативного взгляда на фотосъемку. В среднем я делаю минимум 20 снимков, чтобы получить одну полноценную фотографию, которая мне понравится (кстати, моя камера способна производить 9 снимков в секунду). Ничего не значит, что другие 19 фотографий будут неудачными: так бывает довольно часто, и можно считать хорошим результатом, если только одна фотография из 20 получается особенной и неповторимой. Конечно, не обязательно каждый раз делать 20 снимков одного объекта, чтобы получить одну хорошую картинку, но три, четыре и, может, даже пять фотографий одного и того же предмета - без вопросов. Скажем, вы сделали три фото вашего партнера по рыбалке, держащего в руках рыбу, и просто для уверенности щелкнули еще разок. Как раз последний снимок и может оказаться самым лучшим. Этот дополнительный снимок, который не отнял у вас ни копейки, станет вашим фото номер один. А теперь представьте себе, что вы ни за что не поймали бы счастливый момент, не нажми лишний раз на спусковую кнопку...
Заполняющая вспышка.
В разных условиях съемки, будь то солнечный или облачный день или ночное время, встроенная вспышка заполняющего освещения часто помогает получить хорошие, если не лучшие результаты, когда снимаешь рыболова, держащего в руках рыбу. В яркий солнечный день вспышка помогает избавиться от тени под козырьком бейсболки и других контрастных теней, создаваемых фрагментами лица, то есть носом, глазными впадинами, щеками. Большинство камер типа «наведи и нажми» предлагают три режима работы вспышки - «авто», «выключить» и «включить». «Авто» заставляет «мозги» камеры вычислять, достаточно ли света для съемки или нет. Лучший способ понять, на что способна встроенная вспышка, - это сделать два снимка одного и того же объекта: один - в режиме «включено», а другой - в режиме «выключено».
Как держать рыбу.
Иногда все, что касается работы камеры, сделано идеально, а рыболов держит прекрасного судака за хвост, как дохлую кошку. Существуют несколько легких способов держать трофей так, чтобы и рыба, и рыболов выглядели естественно и прилично. Когда рыбу держат вертикально в правой руке, пальцы нужно расположить за правой жаберной крышкой. Рука закрыта корпусом рыбы, а фронтальная жаберная крышка (смотрящая на камеру) красиво прижимается к рыбьей голове. Рыбу необходимо поднять так, чтобы ее глаз находился чуть выше уровня глаз рыболова. Держать трофей нужно естественно, чуть в стороне от себя. Но не заставляйте рыболова держать рыбу слишком далеко от тела: старый трюк, когда рыбу выносят далеко перед собой в направлении камеры, часто не оправдывает себя. Трофей на фото получается намного крупнее, чем он есть на самом деле, но выглядит неестественно. В большинстве случаев сначала делают вертикальный снимок, располагая рыбу в вертикальном или слегка наклонном положении. После того как отработан вертикальный снимок, попытайтесь снять несколько горизонтальных фото. Держите камеру строго горизонтально. Проинструктируйте рыболова, чтобы левой рукой, не сильно обхватывая пальцами рыбу перед анальным плавником или за ним, он удерживал ее горизонтально или с небольшим наклоном.
Прямой горизонт.
Очень сложно бывает сделать снимок с прямым горизонтом на заднем плане, особенно если съемка происходит в лодке, скачущей на волнах. Сначала скадрируйте объект съемки. Затем постарайтесь попасть в унисон с волнами так, чтобы у вас было несколько мгновений, когда горизонт «выпрямится» перед вами, и нажмите кнопку спуска. Если у вас будет возможность, сделайте несколько снимков.
Не забывайте про горизонт, когда делаете фото большой рыбы. В попытке расположить в кадре крупный объект вы можете об этом не вспомнить, и линия горизонта окажется более вертикальной, чем горизонтальной. Обязательно проверьте состояние горизонта перед нажатием кнопки спуска.
Композиция.
Это визуальная установка или построение будущего снимка в границах видоискателя камеры и наиболее трудная для объяснения сторона фотографирования. Главная причина заключается в том, что многие талантливые фотографы просто-напросто по-своему и совсем по-разному видят одни и те же вещи через окно видоискателя, и в этом проявляется их естественный природный дар. Верно также и то, что очень многим из рыболовов редко когда удается сделать хорошие фотографии. Очевидно, их мышление устроено несколько по-другому, фотография - не их стихия, и они, вероятно, более одарены в других областях человеческой деятельности. Но в то же время я могу смело утверждать, что большинство из них могут научиться делать, по крайней мере, хорошее фото рыболова, держащего в руках рыбу. Начните изучать все, что попадает в видоискатель, когда наведете камеру на объект съемки. Хорошо рассмотрите все четыре угла картинки в видоискателе, чтобы знать наверняка: объект (рыба и рыболов) полностью оказался в кадре. Теперь посмотрите, много ли пространства остается вокруг объекта съемки. Вам совсем не нужны вся картина озера (если вы находитесь на озере), или весь интерьер лодки, или масса других посторонних вещей - ваше внимание должно сфокусироваться только на рыболове и рыбе.
У вас есть два способа компоновки кадра.
Первый - не двигаясь с места, использовать переменное фокусное рас-
стояние объектива, или «зум», для полного заполнения кадра объектом съемки, не обрезая при этом голову или шляпу рыболова, а также пасть, плавники и хвост рыбы. Другой способ - когда фотограф сам отодвигается или приближается к объекту съемки для полного заполнения кадра рыболовом и рыбой.
Удалось скадрировать сюжет? Хорошо. Теперь старайтесь не двигаться и вновь осмотрите все четыре угла картинки в видоискателе. Все попало в кадр? Вы не слишком удалились от объекта или приблизились к нему? Горизонт выпрямился на миг? Нажимайте кнопку спуска. Нажмите еще раз и еще. И еще раз - просто для уверенности, потому что через мгновение горизонт станет наклонным. Проверьте вашу работу, просмотрите полученные изображения, быстро
перелистав последние несколько снимков. Вы должны быть уверены, что рыболов случайно не моргнул, не закрыл глаза, а улыбка выглядит естественной. Получили то, что хотели? Теперь отпускайте рыбу. Возьмите в привычку перепроверять все, что вы должны сделать, перед тем как нажать на спуск, и проверяйте цифровое изображение сразу после съемки. Учитесь на собственных ошибках. Анализируйте каждый снимок и подмечайте, что сделано неправильно, продумывайте, как сделать это лучше в следующий раз. Замечайте, что вы сделали абсолютно правильно, чтобы использовать это при новой съемке. Желаю удачи. А когда вы сделаете потрясающе великолепное фото большой рыбы, присылайте его в журнал. Мы обязательно опубликуем ваш шедевр.
Перевод Владимира Струева
Где у фотоаппарата кнопка «Шедевр»?
Несколько типичных ошибок при любительской фотосъемке
Apach
Собственно, абсолютно не претендую на звание мастера в этом деле. Советов никаких пока нет, секретов мастерства тоже, я сам только учусь.
А тему решил создать совсем по другим основаниям.
Посмотрите буржуйские фильмы про рыбалку. Или приложение к РсН.
Как красиво, как артистично они (буржуи) выводят рыбу! Как бережно ее держат в руках! Сколько позитива на лице! Сколько положительных эмоций! В глазах блеск пережитого адреналина!
В целях повышения сюжетного качества фотографий фотоконкурс организован. И что?!
У нас в большинстве своем в лучшем случае на травке. А так уже всем привычные кучки либо в раковине, либо в ванне! Тьфу! Уж лучше вовсе никак, чем как-нибудь!
Знаю, в различных рыболовных журналах на эту тему писалось достаточно. Помнится даже в РсН. Вот номер не помню. Но найду. А ниже приведу статью из журнала «Нижегородский рыболов».
Надеюсь ...
Дмитрий Тихонов
Среди вещей, абсолютно необходимых на любой рыбалке, многие коллеги по увлечению неизменно называют фотоаппарат. Главное его назначение: запечатлеть минуты рыбацкого триумфа - рыбака с трофеем. Однако фотоаппарат дает возможность не только задокументировать факт поимки крупной рыбы, но и зафиксировать настроение, присущее именно "той" и никакой больше рыбалке.
- Фотографировать магнитофоны - глупость, сказал я. Куда лучше фотографировать дальние озера, невиданных рыб и зверей и вообще места, по которым не ступала нога человека. Ю. Коваль "Самая легкая лодка в мире"
Техника
Выбор фотоаппарата. Вопрос насколько важный, настолько и трудный. В настоящий момент только ведущими производителями: Canon, Nikon, Olympus, Sony и другими выпускается несколько тысяч модификаций фотоаппаратов - легко и потеряться в таком представительном ассортименте! Принципиальный выбор аппарата должен быть между двумя схемами: пленочной и цифровой. Первая в настоящий момент потихоньку уходит, уступая место второй, главное достоинство которой, - отсутствие необходимости покупать-заряжать-проявлять пленку. Да и в управлении современные "цифровики" куда проще, чем пленочные фотоаппараты. Даже недорогие (порядка 2-3 тысяч рублей) модели снабжены функцией автоматической настройки, позволяющей даже новичку делать достаточно качественные снимки. Итак, цифровой фотоаппарат. Разрешение (качество) снимков будет тем выше, чем больше количество так называемых мегапикселей. У недорогих аппаратов это 4-5 мегапикселей - качество, позволяющее сделать большинство снимков, которые вы видите в нашем журнале. Для семейного альбома - более чем достаточное качество. Другой важный параметр фотоаппарата - оптический "зум". Трехкратный "зум" позволит приблизить фотографируемый объект в три раза, пятикратный?- в пять и т.?д. Иногда слишком слабый "зум" не позволяет сделать качественный снимок из-за удаленности объекта, например, рыбоядного ястреба скопы во время атаки или щуки, вставшей на "свечку" при вываживании... В не слишком дорогих аппаратах оптическое приближение составляет 3-4 крат, этого вполне достаточно в подавляющем большинстве случаев. В подавляющем, но далеко не во всех. В своей командировке на каспийские раскаты мне удавалось фотографировать и лебедей, и бакланов, и енота, и цапель, но все эти снимки по большому счету не удались, увы, из-за всего лишь трехкратного приближения, на который был способен аппарат, который я взял с собой в дорогу.
Третьей немаловажной характеристикой фотоаппарата является его вес. Студийная техника может весить и килограмм, и больше, но в походно-полевых условиях нужен легкий, компактный инструмент, весом 200-300 граммов, не больше: его и носить куда легче, и места он занимает куда меньше, и в работе куда удобнее. Четвертый параметр, на который обратим внимание, - элемент питания. Лучше, если это будет стандартная батарея АА в комплекте из двух или четырех штук. На практике применяется, как правило, аккумуляторная батарея, которую можно многократно заряжать. Но если вдруг аккумуляторы "сели", заменить их на десяток-другой снимков вполне могут обычные батарейки того же размера.
Многие рыболовы считают достаточным делать снимки рыбацких трофеев фотоаппаратом в телефоне, благо, многие современные телефоны фотокамерами снабжены. Ничего хорошего из таких "фотосессий", как правило, не получается, сделать даже средненькие по качеству снимки "телефоном" не удается.
Тактика
Разумеется, мало иметь фотоаппарат, важно еще уметь им пользоваться. Никакая суперсовременная техника с автоматическими режимами съемки не заменят руки и глаз фотографа, не выберут объект и ракурс съемки, это все остается обязанностью человека. Что снимать? Принципиально можно разделить рыбацкие фото на фото трофеев и пейзажные снимки.
Трофей. От того, насколько качественно будет сделан снимок, зависит и представление ваших друзей и родственников о величине и "симпатичности" пойманной рыбы. Если рыба пролежала в целлофановом мешке добрую половину летнего дня и только потом была сфотографирована - на фото она будет представлять из себя "покойника с душком". Во-первых, пойманную рыбу надо фотографировать сразу после поимки. На рыбе не должно быть травинок, песка, глины, крови - никакой грязи. Если в процессе вываживания рыба испачкалась (а так оно часто и бывает, особенно если ловля ведется с берега), необходимо, крепко удерживая трофей, обмыть его водой.
Фотографирование трофея предполагает два ракурса: с рыболовом или без него. В первом случае предполагается присутствие товарища, знакомого с элементарными основами фотографии. Вот несколько требований:
1. Снимок не должен быть завален по горизонту.
2. Линия горизонта не должна "отрезать" голову снимаемого человека.
3. Глаза снимаемого человека не должны быть закрыты.
4. На лицо человека не должна падать тень от головного убора, в противном случае надо включать подсветку или вспышку.
5. Руки фотографируемого не должны закрывать голову и хвост рыбы.
6. Рыба не должна находиться на вытянутых руках рыболова, в противном случае по снимку нельзя будет судить о ее реальных размерах.
7. В кадр не должны попадать посторонние объекты: части тела других людей, техника, фрагменты строений и пр.
Даже если все вышеперечисленные условия соблюдены, необходимо несколько раз нажать на спуск, если позволяют технические возможности камеры, - в разных режимах и (обязательно) с разных ракурсов: поближе-подальше, чуть справа-слева, чуть сверху и снизу. Не торопитесь, снимайте один и тот же объект до десяти и более раз, один из десятка снимков будет вас в итоге устраивать.
Рыбу вполне можно фотографировать и без человека. Здесь тоже нельзя торопиться; если трофей того стоит, лучше затратить на съемку лишние пять минут, но получить качественный снимок. Главное требование при фотографировании рыбы?- наличие масштаба. Можно снять десятикилограммовую щуку так, что ей "не дадут" и пяти килограммов. А вот если в кадр взять, кроме щуки, спиннинговую катушку, сразу станет ясно: что к чему. Пачку сигарет тоже можно, но лишний раз пропагандировать дурную привычку вряд ли стоит. Неплохо выглядит трофей, подвешенный на кукане на дерево, тогда, кроме самой рыбы, на снимке появляется какой-то средний, а, возможно, и дальний план.
Пейзаж. Вот мы и пришли к пейзажной съемке. Для многих современных рыболовов прелесть рыбалки состоит не только и не столько в количестве пойманных "хвостов", а в рассветах и закатах, Луне и Солнце, туманах и зелени... Запечатлеть в красках утро или вечер куда сложнее, чем пойманную рыбу. Здесь надо потрудиться. Очень важно выбрать правильный объект съемки. Ранним утром или поздним вечером это может быть, например, Солнце?- снимки утренней или вечерней зорьки даже у начинающих фотографов получаются иногда просто потрясающими: несовершенство техники компенсируется совершенством природы. А вот в полдень Солнце уже фотографировать нельзя, зато очень прилично могут получиться облака и тучи.
Главные рыболовные пейзажи, конечно, связаны с водой. Здорово, если на снимке присутствует и передний, и дальний план. Желтая кубышка на переднем, например, и поваленное в воду дерево на дальнем плане. Всегда надо отдавать себе отчет в том, что фотографируешь. Не бывает снимков "просто природы", нужен объект. Это может быть что угодно: цапля, человек с удочкой, садок с рыбой, лодка на глиссере, лодка на цепи, стрекоза на лилии, собака у воды, блесна - стоит только выехать на воду и фотоаппарат можно в буквальном смысле слова не выпускать из рук! Некоторые рыболовы так и делают, кстати: куда больше фотографируют, чем ловят рыбу и в этом находят свой кайф. Многим нижегородцам знакомы по книгам, кассетам и дискам братья Щербаковы из Минска. Так вот, равно как Владимир все многочисленные (а лучше сказать - постоянные) рыбалки не выпускает из рук спиннинга, Дмитрий не выпускает из рук видео- или фотокамеру. Отнюдь не на каждом выезде получается шедевр фотографии, но по крайней мере общий уровень снимков при таком профессиональном подходе невероятно высок.
Впрочем, рыболову-любителю вряд ли надо стремиться к таким вершинам, это и техники требует соответствующей, и, что не менее важно, - огромного количества времени, которого нам как всегда не хватает. Ловите рыбу, и пусть наряду с уловом, в его прямом значении, вы привезете домой и другой "улов" - фотографический, частью которого поделитесь с читателями нашего журнала!
Рыбачьте с нами 2/2006, с.52-54
Несколько советов по рыболовной съемке
Джеф Симпсон
© March 2005, by Walleye In-Sider Magazine, a Primedia publication
Цифровые камеры с разрешающей способностью в диапазоне от 3,2 мегапикселей и выше достаточно хороши для производства фотографий форматом 10x15 или 20x25 для альбома или рамки на стене офиса. Но если вы пожелаете опубликовать вашу работу в журнале, то большинство издателей потребуют фото, снятое как минимум на 4-мегапиксельную камеру, а лучше и с еще большим разрешением. Камера с более низким разрешением просто не обеспечит адекватно детализированное изображение, в достаточной степени четкое для печати. Журнал In-Fisherman чаще всего использует фото, сделанные камерами с разрешением от 6,3 до 8,2 мегапикселей. Большинство обложек In-Fisherman иллюстрируются снимками, произведенными зеркальной цифровой камерой с разрешением в 8,2 мегапикселей, хотя мы не раз и без проблем использовали для этой цели фотографии, снятые 6,3-мегапиксельным фотоаппаратом. У вас недостаточно хорошо получаются снимки, сделанные цифровой камерой, которую вы приобрели? Сотрите их, забудьте про них и нажимайте на спусковую кнопку до тех пор, пока не схватите нужный кадр, - вы же, в конце концов, не платите за фотопленку. Необходимо только приобрести адекватного размера карту памяти, и вы сможете быстро возместить затраты, которые понесли бы при покупке фотопленки, проявке и печати. У цифровых камер с высоким разрешением и с картой памяти большого объема есть громадное достоинство. Например, 6,3-мегапиксельные камеры оснащаются компактной флэш-картой емкостью в один гигабайт, способной сохранить около 360 изображений большого формата в программе JPEG. Такая же карта в 8,3-мегапик-сельной камере сохранит 180 фотографий подобного формата.
Основные рекомендации по съемке
Делайте несколько снимков одного объекта.
Большинство из тех, кто всю жизнь снимал на фотопленку, не тратит больше одного - двух кадров на один объект съемки (такой, например, как рыболов или рыба). Но вспомните о том, что для вас закончились пленочные расходы: пора отвыкать от консервативного взгляда на фотосъемку. В среднем я делаю минимум 20 снимков, чтобы получить одну полноценную фотографию, которая мне понравится (кстати, моя камера способна производить 9 снимков в секунду). Ничего не значит, что другие 19 фотографий будут неудачными: так бывает довольно часто, и можно считать хорошим результатом, если только одна фотография из 20 получается особенной и неповторимой. Конечно, не обязательно каждый раз делать 20 снимков одного объекта, чтобы получить одну хорошую картинку, но три, четыре и, может, даже пять фотографий одного и того же предмета - без вопросов. Скажем, вы сделали три фото вашего партнера по рыбалке, держащего в руках рыбу, и просто для уверенности щелкнули еще разок. Как раз последний снимок и может оказаться самым лучшим. Этот дополнительный снимок, который не отнял у вас ни копейки, станет вашим фото номер один. А теперь представьте себе, что вы ни за что не поймали бы счастливый момент, не нажми лишний раз на спусковую кнопку...
Заполняющая вспышка.
В разных условиях съемки, будь то солнечный или облачный день или ночное время, встроенная вспышка заполняющего освещения часто помогает получить хорошие, если не лучшие результаты, когда снимаешь рыболова, держащего в руках рыбу. В яркий солнечный день вспышка помогает избавиться от тени под козырьком бейсболки и других контрастных теней, создаваемых фрагментами лица, то есть носом, глазными впадинами, щеками. Большинство камер типа «наведи и нажми» предлагают три режима работы вспышки - «авто», «выключить» и «включить». «Авто» заставляет «мозги» камеры вычислять, достаточно ли света для съемки или нет. Лучший способ понять, на что способна встроенная вспышка, - это сделать два снимка одного и того же объекта: один - в режиме «включено», а другой - в режиме «выключено».
Как держать рыбу.
Иногда все, что касается работы камеры, сделано идеально, а рыболов держит прекрасного судака за хвост, как дохлую кошку. Существуют несколько легких способов держать трофей так, чтобы и рыба, и рыболов выглядели естественно и прилично. Когда рыбу держат вертикально в правой руке, пальцы нужно расположить за правой жаберной крышкой. Рука закрыта корпусом рыбы, а фронтальная жаберная крышка (смотрящая на камеру) красиво прижимается к рыбьей голове. Рыбу необходимо поднять так, чтобы ее глаз находился чуть выше уровня глаз рыболова. Держать трофей нужно естественно, чуть в стороне от себя. Но не заставляйте рыболова держать рыбу слишком далеко от тела: старый трюк, когда рыбу выносят далеко перед собой в направлении камеры, часто не оправдывает себя. Трофей на фото получается намного крупнее, чем он есть на самом деле, но выглядит неестественно. В большинстве случаев сначала делают вертикальный снимок, располагая рыбу в вертикальном или слегка наклонном положении. После того как отработан вертикальный снимок, попытайтесь снять несколько горизонтальных фото. Держите камеру строго горизонтально. Проинструктируйте рыболова, чтобы левой рукой, не сильно обхватывая пальцами рыбу перед анальным плавником или за ним, он удерживал ее горизонтально или с небольшим наклоном.
Прямой горизонт.
Очень сложно бывает сделать снимок с прямым горизонтом на заднем плане, особенно если съемка происходит в лодке, скачущей на волнах. Сначала скадрируйте объект съемки. Затем постарайтесь попасть в унисон с волнами так, чтобы у вас было несколько мгновений, когда горизонт «выпрямится» перед вами, и нажмите кнопку спуска. Если у вас будет возможность, сделайте несколько снимков.
Не забывайте про горизонт, когда делаете фото большой рыбы. В попытке расположить в кадре крупный объект вы можете об этом не вспомнить, и линия горизонта окажется более вертикальной, чем горизонтальной. Обязательно проверьте состояние горизонта перед нажатием кнопки спуска.
Композиция.
Это визуальная установка или построение будущего снимка в границах видоискателя камеры и наиболее трудная для объяснения сторона фотографирования. Главная причина заключается в том, что многие талантливые фотографы просто-напросто по-своему и совсем по-разному видят одни и те же вещи через окно видоискателя, и в этом проявляется их естественный природный дар. Верно также и то, что очень многим из рыболовов редко когда удается сделать хорошие фотографии. Очевидно, их мышление устроено несколько по-другому, фотография - не их стихия, и они, вероятно, более одарены в других областях человеческой деятельности. Но в то же время я могу смело утверждать, что большинство из них могут научиться делать, по крайней мере, хорошее фото рыболова, держащего в руках рыбу. Начните изучать все, что попадает в видоискатель, когда наведете камеру на объект съемки. Хорошо рассмотрите все четыре угла картинки в видоискателе, чтобы знать наверняка: объект (рыба и рыболов) полностью оказался в кадре. Теперь посмотрите, много ли пространства остается вокруг объекта съемки. Вам совсем не нужны вся картина озера (если вы находитесь на озере), или весь интерьер лодки, или масса других посторонних вещей - ваше внимание должно сфокусироваться только на рыболове и рыбе.
У вас есть два способа компоновки кадра.
Первый - не двигаясь с места, использовать переменное фокусное рас-
стояние объектива, или «зум», для полного заполнения кадра объектом съемки, не обрезая при этом голову или шляпу рыболова, а также пасть, плавники и хвост рыбы. Другой способ - когда фотограф сам отодвигается или приближается к объекту съемки для полного заполнения кадра рыболовом и рыбой.
Удалось скадрировать сюжет? Хорошо. Теперь старайтесь не двигаться и вновь осмотрите все четыре угла картинки в видоискателе. Все попало в кадр? Вы не слишком удалились от объекта или приблизились к нему? Горизонт выпрямился на миг? Нажимайте кнопку спуска. Нажмите еще раз и еще. И еще раз - просто для уверенности, потому что через мгновение горизонт станет наклонным. Проверьте вашу работу, просмотрите полученные изображения, быстро
перелистав последние несколько снимков. Вы должны быть уверены, что рыболов случайно не моргнул, не закрыл глаза, а улыбка выглядит естественной. Получили то, что хотели? Теперь отпускайте рыбу. Возьмите в привычку перепроверять все, что вы должны сделать, перед тем как нажать на спуск, и проверяйте цифровое изображение сразу после съемки. Учитесь на собственных ошибках. Анализируйте каждый снимок и подмечайте, что сделано неправильно, продумывайте, как сделать это лучше в следующий раз. Замечайте, что вы сделали абсолютно правильно, чтобы использовать это при новой съемке. Желаю удачи. А когда вы сделаете потрясающе великолепное фото большой рыбы, присылайте его в журнал. Мы обязательно опубликуем ваш шедевр.
Перевод Владимира Струева
Где у фотоаппарата кнопка «Шедевр»?
Несколько типичных ошибок при любительской фотосъемке
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии